Вопросы развития детей: когда начинать занятия с пластилином?
От состояния мелкой моторики ребенка зависит очень многое. Она влияет буквально на все. Не верите? Давайте посмотрим, сколько приносит пользы лепка из пластилина для детей.
Здравствуй, птичка Говорун!
В нашем организме все взаимосвязано. Присказка «мозг – это зеркало рук» имеет прямое значение. На пальцах, ладонях есть точки, которые постоянно влияют на мыслительные способности человека. Когда ребенок создает из пластилина поделки на занятиях, мелкая моторика его рук динамично развивается. В это же время подобный процесс происходит и с мозгом. Даже если дошкольник создает простую 20-граммовую ароматную фигурку по образцу, он уже развивает память, внимание, воображение, художественный вкус и, конечно же, речь. Чем больше юный самоделкин занимается лепкой из пластилина, тем лучше выражает свои мысли, чувства, строит связные фразы, предложения, запоминает новые слова.
Если малыш рано освоит азы лепки из пластилина:
- Ему будет проще общаться со сверстниками. Он легче пройдет процесс социализации во взрослом возрасте, потому что на занятиях с пластилином научился терпению, внимательному отношению к деталям, анализу новой информации.
- В более старшем возрасте начнет активно интересоваться конструированием, моделированием, искусством, стремиться к самореализации. Проблема профориентации уже не будет столь сложной во взрослом возрасте. Причина проста: путь к ее правильному решению он начал в детстве, когда родители подарили ему чемоданчик для занятий творчеством, где есть формочки, трафареты, баночки с разноцветной пластичной массой.
- Дошкольник легче переживет свои возрастные кризисы в 12 месяцев и 3 года. Это безумно сложное время для детей и родителей. Кризисные состояния длятся от нескольких недель до… 2 лет! Дети становятся упрямыми, капризными, своенравными, требуют свободы, самостоятельности, бунтуют против любых ограничений. Как быть? Ответ тоже прост: надо отвлекать малышей с помощью поделок и занятий для мелкой моторики. Упражнения избавят маленьких принцев и принцесс от стрессовых состояний, успокоят гиперактивных, приучат к усидчивости, благотворно повлияют на нервную систему, моторику глаз.
Каждый набор для творчества можно смело сравнить с мощной панацеей против детских шалостей. Когда ребенок получает в руки тубу с ярким разноцветным пластилином, он сразу же переключает на него внимание.
Почему возраст – спорный вопрос?
Каждый человек растет, развивается со своей индивидуальной скоростью. Да, существуют установленные учеными общие закономерности, возрастные нормы, однако они не гарантируют, что малыш хорошо заговорит ровно в 3 года, будет обладать словарным запасом минимум из 250 слов и сумеет самостоятельно выполнять массу разных дел.
Оптимальный возраст знакомства ребенка с пластилином – 1 год. Если новинка не заинтересует, первые занятия есть смысл перенести на полгода или год позже. Решили проводить упражнения по лепке из пластилина в 2-3 года? Тогда вы уже без проблем научите малыша азам аппликации: он сможет размазывать массу по основе, плющить заготовки, создавать фигурки.
Занятия с детьми всегда надо вести в форме игры. В противном случае вы отпугнете их от творчества. Поиграйте с ребенком, например, в улиток. Чтобы создать фигурки, достаточно скатать колбаски из воскового пластилина «Пчелка» (он не требует разминания) и свернуть те в спирали. Голова, туловище каждой улитки – это тоже колбаски (контрастного, по сравнению с «ракушкой», цвета). Мелкие детали (рожки, глаза, ротики) изготовьте сами, ведь ребенку еще сложно даются такие действия.
В 4-5-летнем возрасте дошколенок начинает постепенно переходить в «режим самообучения». На практике данный термин означает следующее: когда взрослый покажет ему, как сделать интересную фигурку, юного исследователя заинтересуют занятия с пластилином, и он постарается создать что-то свое. Именно в это время для развития дошкольников оптимально подходит творческий набор для лепки Play-Doh с эвакуатором. Благодаря ему мальчики, девочки с удовольствием собирают машинки, знакомятся с правилами поведения на дорогах.
Как выбрать пластилин?
Для упражнений с детьми дошкольного возраста подходят далеко не все пластичные массы. Чтобы лепка из пластилина приносила ребенку пользу, радость, материал должен быть ярким, приятным на ощупь. Детям нравится, когда он пахнет фруктами, карамелью, шоколадом. Запахи привлекают внимание юных непосед, формируют приятные ассоциации с занятиями.
Популярные виды пластилина:
- Шариковый. Идеально подходит даже для годовалых малышей, хорошо массирует руки. Второе название материала: рельефный;
- На растительной основе. Предназначен для самых маленьких. Из него отлично получаются цельные объемные фигурки;
- Восковой. Идеален для случаев, когда моторика ребенка развивается медленно. Приятный бонус: материал не пачкает руки;
- Плавающий. Педагоги рекомендуют его детям любого возраста. Хотите, чтобы ребенок не боялся воды, любил купаться, развивал моторику? Лепите вместе с ним уточек, кораблики, лодочки и пускайте те поплавать в пластиковый тазик;
- Пластилин-тесто. Упражнения с ним можно начинать уже в годовалом возрасте. Такая масса не липнет к рукам. Ее состав очень прост: вода, мука, натуральные красители, ароматизаторы;
- Моделин. Занятия с материалом специалисты рекомендуют начинать в 3-4-летнем возрасте. Он более мягкий, чем скульптурный пластилин. Последний лучше всего подходит для школьников.;
В любом случае важно помнить правило: при обучении ребенка надо идти от простого к сложному и прислушиваться к мнению непоседы.
Не забывайте о времени
Занятия с пластилином должны быть регулярными, при этом их продолжительность надо увеличивать осторожно, постепенно. В 3-4 года ребенок за один раз может выполнять без перерыва упражнения на развитие мелкой моторики не более 15 минут, к 5-6 годам – полчаса. Если малышу меньше 3 лет, даже10-минутные занятия могут оказаться утомительными, стать причинами капризов. Как быть?
Эти 3 игры помогут вам:
- Ладошки и пальчики. Раскатайте для ребенка из пластичной массы лепешку, предложите оставить на ней руками следы. Позже задание можно будет усложнить, например: показать малышу, как выдавливать фигурки с помощью трафарета, и научить повторять действия.
- Веселая раскраска. Для ее создания достаточно нарисовать на картоне контуры елочек, цветов, звездочек и попросить непоседу раскрасить фигуры с помощью цветного пластилина. Таким образом он будет отделять от общей массы небольшие кусочки, размазывать те по бумаге и тренировать ручки.
- Вазочка. Более сложная игра. Для нее потребуются пластилин, пуговицы, фасоль, бусины. Заготовку надо сделать взрослому. Для основы потребуется облепить небольшую емкость снаружи одноцветным пластилином. Сверху такого слоя ребенок будет крепить мелкие детали, украшая ими вазочку.
И еще простой совет: обязательно хвалите юного скульптора. Ваши слова окрылят, вдохновят его на создание новых поделок и занятий для развития мелкой моторики.