Нужно ли разделять игрушки по гендерному признаку?
Разделение игрушек для детей по гендерному признаку, что это такое – традиция, гендерный стереотип и нужно ли оно в современном мире или нет?
Первыми друзьями для многих детей с первых дней жизни становятся игрушки, они были придуманы взрослыми тысячи лет назад и до сих пор остаются незаменимыми помощниками для родителей. Игрушки – это не просто один из способов занять ребенка, отвлечь его. Процесс игры в жизни мальчика или девочки очень важен, так как в ходе игры ребенок познает мир, развивается, учится общаться с другими детьми и взрослыми.
Сложно ответить на вопрос о том, в какой момент в истории человечества игры начали условно разделяться на игрушки, которыми должны играть только мальчики или только девочки. Считается, что куклы – это то, что нужно девочкам, а солдатики – мальчикам. Это началось много веков назад и со временем закрепилось, передаваясь из поколения в поколение.
Гендерный признак – это?
Гендерный признак – черты, присущие представителям мужского и женского пола, проявляющиеся в период взросления, когда дети с первых лет жизни начинают принимать и примерять на себя социальные нормы, правила и ценности, характерные для их пола. Через разделение игрушек по этому признаку взрослые прививают ребенку те черты, которыми мальчики или девочки должны обладать.
Игрушки для девочек и мальчиков
Разделение игрушек по гендерному признаку, исторически сложившееся и закрепившееся, можно представить следующим образом.
Традиционные игрушки для девочек:
- Куклы;
- Аксессуары для кукол;
- Игрушечные предметы посуды, все, что связано с хозяйственной и бытовой деятельностью;
- Детские наборы с косметикой;
- Мягкие игрушки в розовых тонах.
Играя в эти игрушки, девочки с ранних лет понимают, какие «обязанности» за ними закреплены, формируют у себя образ женщины, хозяйки и хранительницы домашнего очага, которая всегда остается красивой и заботится о себе, своей семье.
Традиционные игрушки для мальчиков:
- Машинки;
- Детские пистолеты;
- Наборы солдатиков, игры на военную тематику;
- Технические игрушки, роботы.
Играя с такими игрушками, мальчики представляют себя водителями, защитниками, воинами, которым в будущем предстоит стать во главе семьи.
Универсальные игрушки
Стоит отметить, что традиционно существуют и универсальные игрушки, которые подходят как для мальчиков, так и для девочек:
К таким игрушкам гендерный признак не совсем применим, так как они не прививают детям социальные нормы, правила, ценности, а просто способствуют их общему развитию в физическом, психологическом, социальном плане.
Отдельного внимания заслуживают наборы для творчества и научные наборы, они относятся к категории универсальных игрушек и оказывают положительное влияние на развитие ребенка в творческом плане, активизируют его творческий потенциал. Собирая мозаики, украшения, домики из картона, конструкторы, дети получают новый опыт, узнают много нового об окружающем мире, учатся и развиваются, в этом состоит главная польза и ценность таких наборов. Поэтому многие родители с удовольствием дарят их своим детям, так как в будущем это помогает им лучше учиться в школе и проявляться как творческие личности с развитым интеллектом, памятью, вниманием.
Почему игрушки разделяются по гендерному признаку?
Считается, что девочек в детстве больше всего интересуют взаимоотношения между людьми, также они много внимания уделяют одежде, посуде и тому, что едят или пьют их родители или другие взрослые. Поэтому девочек больше привлекают пупсы и куклы, ведь играя с ними, они имитируют поведение взрослых, представляют себя мамами, которые так же, как их родители, заботятся, кормят, ухаживают за своими детьми.
Ш. Берн, исследуя влияние игрушек и игр на процесс развития детей, отмечает следующее: «Игрушки и игры дают девочкам возможность попробовать свои силы в тех видах деятельности, которые связаны с материнством и ведением дел в быту. Играя в куклы, дочки-матери, используя при этом игрушечную посуду, кроватки и другие атрибуты, девочки сознательно учатся быть матерями и хозяйками, развивают умение общаться и объединяются со сверстниками. В случае с мальчиками ситуация немного отличается. Игрушки и игры стимулируют их к созидательной деятельности, движимые этим желанием, мальчики предпринимают свои первые попытки к созданию новых вещей, стремятся преобразовать мир, формируют у себя навыки, которые по мере взросления станут основой пространственных и математических способностей. Так с детства мальчики воспитывают в себе лидерские качества, соревновательный дух, учатся быть самостоятельными и инициативными».
Эта цитата подтверждает главную мысль: девочкам важно прививать те же качества и навыки, что и мальчикам, с самого детства. И делать это можно и нужно в том числе через игрушки. Это поспособствует свободе самовыражения и укреплению социальной роли девочки во взрослом возрасте.
То, что разделение игрушек по гендерному признаку все еще сохраняется, подтверждают результаты многих исследований. Производители выпускают игрушки для девочек и мальчиков, которые можно просто отличить, прочитав название или посмотрев на упаковку. Так, игрушки для девочек продаются в розовых или пастельных цветах, на коробке изображения цветов, бабочек или милых домашних животных – это классический формат оформления. Коробки, в которых находятся игрушки для мальчика, ярко раскрашены в палитру синих, зеленых, черных, красных или серых оттенков. То есть сразу понятно, для кого предназначена игрушка.
Такой концепт оформления упаковок и названий неприменим к универсальным игрушкам, например настольным играм, интерактивным игрушкам, музыкальным игрушкам, так как они оказывают влияние на развитие ребенка в общем плане, а не с привязкой с его полу. Музыкантами, могут быть как мальчики, так и девочки. Настольные игры для девочек и мальчиков одинаково нравятся представителям обоих полов, они могут играть вместе, а среди интерактивных игрушек есть как питомцы, так и вертолеты.
Деление игрушек по половому признаку закрепилось в сознании многих родителей, которые отмечали, что одобряют такое разделение и применяют его при воспитании своих детей. Отдельного внимания заслуживает позиция отцов, которые считают, что если их сын захотел поиграть куклой, то это нужно сразу пресекать и не допускать в будущем.
Почему мальчику можно и нужно играть в куклы, а девочке собирать конструктор?
Используя во время игры кукол или мягкие игрушки, мальчики учатся понимать свои эмоции и эмоции других людей, оказывать им эмоциональную поддержку и помощь, развивают свои навыки общения. Получить такие навыки эмпатии, играя с машинками и вертолетами, довольно сложно. Девочки же, собирая конструкторы или собирая технические модели, учатся выполнять сложные движения руками, развивают фантазию и творческий потенциал, учатся мыслить логически и тренируют техническое мышление.
Также полезными для детей будут и тематические игровые наборы. Мальчики могут попробовать себя в роли доктора, а девочки в роли повара, наборов очень много, и каждый из них может помочь ребенку определиться со своими предпочтениями и даже будущей профессией. Родителям здесь важно понять: девочка может примерить на себя роль пожарного, а мальчик – парикмахера.
К тому же, мальчика вполне заинтересуют игровые станции с кухней и посудой: они интерактивны, повторяют те предметы, которыми мама шумит на настоящей кухне, и предоставляют столько возможностей для игры! А девочкам, в свою очередь, может быть полезно побегать с игрушечным пистолетом и поиграть в полицейского и хулигана со старшими братьями.
Исходя из этого, становится понятным, что разделение игрушек – это еще один гендерный стереотип, который потерял актуальность в современном мире.
Заключение
Если мальчик хочет играть в куклы, а девочка с удовольствием и восторгом катает машинку по полу – это не повод бить тревогу и стремиться привить, что есть игрушки только для мальчиков, а есть только для девочек.
Гендерное разделение носит условный характер и не должно накладывать запрет на использование конкретных игрушек сыном или дочерью. Желание ребенка играть в несвойственные его полу игры не должно подвергаться критике со стороны родителей, вместо этого маме и папе нужно поддержать интерес сына или дочери, извлечь из этого пользу. Вреда от того, что мальчик играет в куклы, а девочка не отрывается от конструкторов – не будет.