Как научить ребёнка считать? Учимся на пальчиках, используем палочки, играем в игры
Давно прошли времена, когда дети начинали учиться считать только с приходом в первый класс школы. Первоклассники нашего времени с лавинообразными информационными потоками в подавляющем большинстве случаев поступают в школу хорошо подготовленными. Они умеют читать и считать, хорошо управляются с мобильными телефонами и другими гаджетами, рисуют, делают аппликации и другие поделки. Сегодня мы поговорим о том, как научить ребёнка считать, чтобы он обладал базовыми навыками и не чувствовал себя среди одноклассников «белой вороной».
Самое главное, на что мы хотим обратить ваше внимание, – не форсируйте события, не навязывайте ребёнку обучение счёту, старайтесь делать этот процесс лёгким и занимательным. Просто введите учебный процесс в повседневную жизнь, и вы сразу увидите прогресс. Начинайте с самого простого – с визуализации. Считайте предметы, которые ребёнок видит – например, два яблока, три цветка, четыре машины, постепенно усложняя задачки. А когда ребёнок хорошо усвоит счёт конкретных предметов, можно будет перейти к цифрам и абстрактным множествам.
В этом материале мы дадим ответы на самые распространённые вопросы и продемонстрируем эффективные методики, позволяющие быстро научить чадо счёту.
Когда лучше начать учится?
Специалисты советуют начать обучение с 3-5 лет. В этом возрасте дети интересуются новыми событиями, задают много вопросов и психологически готовы к обучению. Однако это не догма. Всё сугубо индивидуально. К примеру, если ваш малыш проявляет активность и быстро познаёт окружающий мир, то можно смело начинать обучение уже с полутора лет.
Какие методы применять?
Мы собрали самые популярные и проверенные методы, которые демонстрируют, как научить ребёнка считать, не перегружая излишней информацией.
Считаем по пальцам. Очень простое обучение, известное всем с детства. Сначала начинаем считать пальчики на одной руке и заодно запоминаем их названия. Затем подключаем другую ручку. Так можно научить ребёнка считать до десяти и обратно.
Используем палочки. Счёт с помощью палочек тоже проходили все в детстве. Выкладываем по одной палочке на стол и считаем, называя цифры. Затем часть палочек отодвигаем в сторону, а ребёнок должен ответить, столько палочек осталось. Вариантов счёта с помощью палочек масса.
Используем ролевые игры. Например, поиграем с ребёнком в магазин. Выбираем, кто продавец, а кто покупатель. Назначаем предметы, которыми будем рассчитываться за товары, к примеру, теми же палочками. Продавать и покупать можно всё что угодно, конфетки, игрушки, части пирамидки или конструктора. Практика показывает, что, участвуя в подобных играх, дети быстро запоминают цифры и быстро осваивают счёт.
Применяем метод Марии Монтессори. Он тоже похож на ролевую игру. Даём ребёнку монеты и ставим перед ним задачу – посчитать полученную сумму либо произвести их размен.
Используем метод Домана. Эта авторская методика предлагает учить детей считать при помощи карточек, на которых изображены точки. Сами карточки напоминают домино, а яркий цвет точек на белом фоне привлекает внимание малыша.
Считаем «Стосчёт» Николая Зайцева. Автор предлагает сразу продемонстрировать ребёнку все числа до 99. Видя перед собой сразу все числа, ребёнок понимает, что каждое из них составляет определённое количество десятков и единиц.
Считаем кубики по методу Полякова. Берём заранее подготовленную коробочку с ячейками для кубиков и карточки с изображением цифр. Вставляем в отсек сначала один кубик и рядом кладём карточку с цифрой «1», затем дополняем коробочку ещё одним кубиком и заменяем карточку с цифрой «1» карточкой «2» и так далее.
Как научить ребёнка считать до 20?
В этом вопросе всё просто. И используем тот же счёт с помощью палочек, пальцев рук, только уже и ребёнка, и ваших, игры в магазин и т.д. Только в этом случае считаем уже до двадцати. Основных целей счёта до двадцати две: научить счёту и дать понятие состава числа.
Как обучить ребёнка счёту до 100?
Изучаем вместе числа после 10. Объясняем, что числа 11, 12, 13 и т.д. складываются из двух.
Учим цифры десятками. Тут главное – планомерный подход. Перед тем, как научить ребёнка считать большие числа, рассказываем, что в сотне девять десятков и называем их: «десять», «двадцать», «тридцать», «сорок»... Затем непосредственно приступаем к обучению, предлагая ему учить ежедневно по десять новых цифр из каждого десятка. Проводим каждый день «экзамен», проверяя, как он выучил цифры. Не спешим. Добиваемся, чтобы он хорошо запоминал и повторял название цифр. В качестве проверки знаний можно задавать задачи, например, написать цифры подряд от десяти до двадцати, намеренно пропустив одну, после чего предложить заполнить пропуск.
Считаем точки. Можно также применять метод Домана. Снова возвращаемся к карточкам, на которых изображены пять и больше точек, планомерно доводя их количество до двадцати и больше. Метод достаточно сложный, но эффективный и полезный для тренировки зрительной память.
Как научить ребёнка простым арифметическим действиям?
Снова, так же как и при обучении числам, требуется наглядность. Объясняем ребёнку, что сложение и вычитание являются взаимообратными понятиями и приводим наглядные примеры: если к двум яблокам прибавить одно – получим три яблока. Если от трёх отнять одно, то снова останется два яблока, а если к двум прибавим одно, то опять получим три. Записываем эти примеры цифрами: 2+1=3, 3-1=2, 2+1=3. Примеры приводим до тех пор, пока ребёнок чётко не усвоит принцип.
Дальше усложняем процесс. Учим сложению и вычитанию в пределах 20. К примеру, 3+4. Считаем по пальцам, палочкам или по другим предметам. Сгибаем 3 пальца, а за ними поочерёдно сгибаем ещё четыре и считаем итоговое количество согнутых пальцев. По таким же правилам считаем с переходом на другой десяток.
Как научить ребёнка считать столбиком?
Объясняем, что при проведении сложения и вычитания надо использовать разряды, т.е. складывать или вычитать сначала цифры, обозначающие единицы, а затем – десятки. Приводим примеры. Записываем два числа вертикально – одно под другим, а затем к числу, стоящему сверху прибавляем то которое расположено под ним. К примеру, 42+31: двойку складываем с единицей, под ними проводим черту и записываем строго под ними результат – 3, а четвёрку складываем с тройкой и снова пишем под этими цифрами результат – 7. В итоге получается 73.
Первыми приводим простые задачки, в которых сложение чисел образуют число меньше десяти. А затем усложняем процесс, предлагая задачки с выходом за пределы десятки. К примеру, 38+25. 8+5 получается 13. Цифру 3 записываем под единицами, а 1 прибавляем к десяткам: 3+2+1 и записываем под ними результат 6. В итоге получилось 63. Таким же образом учим ребёнка производить вычитание.
На первый взгляд может показаться, что счёт столбиком – это лишнее, ведь, в конце концов, есть калькулятор. На самом деле все без исключения арифметические действия помогаю детям почувствовать числа, применять наиболее эффективные способы вычислений и оценивать результаты.
При обучении ребёнка счёту можно использовать различные учебные материалы и пособия, например, счётные наборы, кассы цифр, специальные счётные палочки. Они всегда должны быть под рукой и использоваться при обучении.
В какие игры можно играть для обучения счёту?
Не надо превращать процесс в академические школьные уроки. Гораздо эффективнее действуют методы, когда в учебный процесс вводится игровая составляющая. Какие можно использовать игры, чтобы научить считать, могут быть самыми разными. Приведём два примера:
- Конструктор – собираем вместе башни или другие конструкции из определённого количества элементов, параллельно пересчитывая их;
- Раскраски и книги с задачками – берём книжку-раскраску с блоками, содержащими задачки. Решив одну задачу, ребёнок узнаёт определённый цвет;
- UNO – раздаём по семь карточек с изображением цифр на разных цветных фонах, переворачиваем верхнюю карточку колоды, после чего игроки по очереди кладут сверху карточку того же цвета либо с той же цифрой.
Больше вариантов детских настольных игр, чтобы научить считать, представлено в каталоге нашего магазина.
Вывод
В качестве заключения следует отметить, что научить считать ребёнка, по сути, несложно. Применяйте приведённые методики, продвигайтесь от простого к сложному, используйте больше игр и вообще введите элементы обучения счёту в повседневную жизнь ребёнка.