Учим малыша есть самостоятельно
Первый прикорм вводится в рацион малыша с 4–6 месяца жизни, что не зависит от формы вскармливания (грудное или искусственное). Порции новой пищи состоят менее чем из ½ чайной ложки, однако по мере привыкания они увеличиваются, а ребенок начинает интересоваться столовыми приборами. Переход к самостоятельному питанию происходит не за один день – он занимает месяцы, но родители могут максимально облегчить этот процесс, проведя правильную подготовку и выбрав эффективные методики. Рассказываем, как научить ребенка кушать самостоятельно и закрепить полученные навыки.
Какой возраст считается лучшим для обучения
Возраст, оптимальный для начала обучения, определяется в индивидуальном порядке с учетом поведенческих особенностей ребенка. Один малыш уже в 6–7 месяцев пытается брать ложку и есть кашу, другой и в полтора года ждет, когда мама начнет его кормить. Средний возраст составляет 1 год: ручки ребенка уже уверенно держат столовый прибор, а он хорошо знает, как его использовать. Главное – не упустить инициативу, когда малыш начнет тянуться к тарелке, чтобы покушать самостоятельно, покормить маму, папу или куклу.
Как организовать комфортную среду для малыша, обучающегося есть самостоятельно
Выбор подходящего столового прибора и первое знакомство
Дети до года – любопытные исследователи, они хотят не только видеть предметы, но и держать их, пробовать на вкус и проверять на прочность. В связи с этим знакомство с ложкой начинается заранее (лучше до введения прикорма). Малыш будет вертеть столовый прибор в руках, начнет кусать его или использовать в качестве игрушки: он привыкнет, поэтому не испугается нового предмета во время первых кормлений.
Стоит отказаться от взрослых приборов из серебра или металла: они тяжелые и не соответствуют анатомическим особенностям детей до 3 лет. Лучше сделать выбор в пользу силиконовых или пластиковых ложек, а также комбинированных моделей из нержавеющей стали – легких, лишенных острых углов и не способных повредить нежные десны. Они имеют ручки анатомической формы, подходящие для самых крошечных ладошек, и могут использоваться с первых месяцев жизни.
Набор посуды для самых маленьких
Помимо столовых приборов, на разных этапах самостоятельного питания потребуются:
- тарелки. Для супов, пюре, каш и аналогичной пищи удобно использовать глубокие (200–400 мл) тарелки, дополненные присосками: они отлично крепятся к столешнице, посуда не двигается и ее невозможно перевернуть;
- кружки-непроливайки. При выборе непроливайки нужно учитывать возраст ребенка. Для малышей от 4–5 месяцев подходят модели с мягким силиконовым носиком, напоминающие уже знакомую бутылочку. Поильники с твердым носиком стоит использовать с 6–7 месяцев, с трубочкой – с 9–12 месяцев. Детские непроливайки имеют анатомическую форму и удобные ручки, облегчают процесс перехода от бутылочки к чашке, предупреждают вытекание жидкости;
- термос. Для организации питания во время прогулок, посещения гостей или путешествий подходит термос, прекрасно сохраняющий температуру напитка в любое время года (оснащен трубочкой, позволяющий ребенку сразу лакомиться соком, чаем или молоком).
Посуду можно купить как по отдельности, так и набором, лучше останавливать выбор на моделях, произведенных из пластика, силикона и других легких, небьющихся и быстро очищающихся материалов. Важен дизайн: яркие цвета и забавные мультипликационные персонажи привлекают внимание, стимулируя с радостью использовать посуду.
Подготовка места для приема пищи
Делая первые попытки есть самостоятельно, ребенок активно играет с едой и не всегда ложка, наполненная кашей, достигает рта. Необходимо позаботиться о подготовке пространства, которое малыш сможет пачкать: его лучше обустраивать подальше от мягкой мебели и штор, а все деликатные поверхности рекомендуется защитить клеенкой. Маме стоит надеть фартук или старую домашнюю одежду, для которой пятна не критичны.
В первые дни обучения ребенок может сидеть у мамы на руках, в дальнейшем удобно использовать специальные стульчики для кормления. Они обеспечивают надежную фиксацию и дополнены компактными столиками, на которых можно разместить тарелку с едой и поильник, бутылочку или чашку (для них есть специальные отверстия). Предусмотрены разные режимы регулировки высоты и положения спинки. Обычно стульчики выполнены из материалов, с которых без следа удаляются любые органические загрязнения, что сокращает время уборки.
Обязательно использование нагрудника, который помогает сохранить одежду малыша чистой. Хорошо себя зарекомендовали классические модели с кармашком, в который попадают крошки, капли воды во время самостоятельного приема пищи. Доступны нагрудники из текстиля с водоотталкивающей пропиткой, силикона, пластика. Такие варианты легко очищаются и быстро высыхают, не требуя стирки после каждого применения. Для путешествий и прогулок можно выбрать одноразовые бумажные модели.
О чем стоит помнить родителям
Обучение, основанное на собственном примере, наиболее эффективно, достаточно:
- обустраивать детское место неподалеку от взрослого стола, чтобы малыш видел, как едят папа, мама, братик или сестричка. Прием пищи в кругу семьи не только улучшает аппетит, но и дисциплинирует;
- показывать, как нужно набирать еду ложкой и класть ее в рот, а также комментировать весь процесс. После каждой демонстрации нужно просить малыша повторить действие, аккуратно направляя его ручку;
- привлекать ребенка (в возрасте от 1,2–1,5 лет) к процессу уборки после завершения трапезы.
Первые уроки лучше начинать с пищи, которую малыш любит, для привлечения внимания можно выложить фигурку из кусочков фруктов или нарисовать персонажа на поверхности пюре. Не стоит насыпать полную тарелку или предлагать слишком жидкие блюда, оптимально – консистенция средней густоты, ее удобно есть ложкой. Ускорить обучение и сделать его комфортным помогут следующие рекомендации:
- ребенок берет ложку так, как ему удобно. Если он левша, то не стоит перекладывать прибор в правую ручку;
- действует запрет на игры с едой: высыпание каши из тарелки, удары грязной ложкой по столику или бросание пюре нужно сразу пресекать, используя мягкие рычаги воздействия;
- мама докармливает ребенка: он может потерять интерес к еде, но это не означает, что голод утолен;
- все члены семьи придерживаются единой стратегии обучения. Если мама и папа предлагают ребенку кушать самостоятельно, а бабушка или дедушка кормят его, то малыш будет лениться и потеряет интерес к процессу, который требует аккуратности и быстро надоедает;
- родители постепенно дистанцируются: сначала держат и направляют ручку, потом – сидят рядом и помогают, после 2-3 лет – контролируют процесс издалека, не мешая и не отвлекая замечаниями.
Обязательна последовательность: не нужно применять все столовые приборы и посуду сразу. Сначала – ложка, после освоения бутылочки – поильник, вилка вводится в возрасте от 1,5 лет, а пластиковый нож – после 2-х лет. До 3 лет внимание сосредоточено именно на обучении самостоятельному приему пищи, детям старшего возраста нужно предлагать соблюдать основы культуры поведения за столом: нельзя выплевывать в тарелку непрожеванное, нужно вытирать рот салфеткой и говорить «спасибо». Основные правила рекомендуется проговаривать с 1–1,5 лет, чтобы они стали для малыша привычными. Помните, что дети всегда следуют примеру родителей: наблюдая за аккуратностью мамы и папы с раннего детства, ребенок будет поступать аналогично!