Развитие речи ребёнка – основа будущего успеха
От того, насколько развита речь человека, зависит очень многое в его жизни: карьера, круг общения и, безусловно, возможность правильно формулировать свои мысли для понимания их окружающими. Раннее речевое развитие ребенка способствует его быстрой, безболезненной социализации, раскрашивает мир новыми красками, помогает быть с окружающим миром на «ты».
Ошибочно думать, что развитие речи начинается с того момента, когда малыш начинает говорить. На самом деле, оно закладывается ещё в утробе матери – с восприятия из вне окружающих звуков. Затем, как утверждают учёные, зависит от четырёх основных аспектов:
- анатомического (строение речевого аппарата);
- физиологического (прямая связь между мозгом и мелкой моторикой);
- эмоционального (отношения с родителями и ближним кругом общения);
- социального (интегрирование речи в действия).
Большое значение имеет и то, что ребёнок чаще всего слышит вокруг себя: на ранних этапах он просто подражает услышанному. Поэтому многие детские психологи рекомендуют «не сюсюкать» с детьми, а сразу разговаривать доброжелательно, но при этом правильно и серьезно.
Сначала вижу, потом говорю: этапы развития речи ребёнка
Возраст, когда малыш заговорит «по-настоящему», в каждом случае индивидуален: чётко установленных рамок не существует. Но есть определенные признаки, по которым легко понять, всё ли в порядке.
До года
Время, когда маленький человек общается с большим миром посредством звуков – период доречевого развития. Плачем и криком сигнализирует о проблемах: голоде, боли, дискомфорте и т.п. Смехом и «гулением» демонстрирует хорошее настроение.
К концу первого года жизни он должен говорить от 10 до 15 элементарных слов: мама, папа, баба, гав-гав, би-би, дай, на и т.п.
От года до двух лет
Период интенсивного развития пассивного словарного запаса. Выполняя просьбы: «Принеси красный мяч», «Закрой дверь» и т.д., малыш мысленно запоминает значения предметов, словно «проговаривая» их в подсознании.
Словарь активной речи ко второму году жизни тоже значительно пополняется: в идеале насчитывает 100-150 полноценных слов. Хорошо, если ребёнок начинает складывать двухсловные предложения: это говорит о начале следующего этапа – фразовой речи.
От двух до трёх лет
Запас активного словаря составляет уже от 500 до 1000 слов, и понимают его произношение не только члены семьи, но и все окружающие. Односложные существительные малыш начинает «раскрашивать» прилагательными, глаголами, а к трём годам уже и предлогами с местоимениями. Конечно, некоторые буквы пропускаются, звукопроизношение остаётся нечётким, но это не важно – процесс речевого познания идёт полным ходом!
До 4 лет
Время, когда от непрерывного детского «говорения» у взрослых «голова идет кругом». Вопросы «Что?», «Почему?», «Зачем?» требуют немедленных ответов. Процесс познания сопровождается словарным запасом в 2 000 активных слов. Малыш с удовольствием слушает стихи и песенки, старается их запоминать и повторять.
Грамматический строй становится более ровным. Но, поскольку сказать миру нужно много и сразу, дети выбирают простые короткие предложения.
До 5 лет
Процесс формирования «чувства языка». Из 3 000 слов ребёнок без труда складывает сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Возрастные «неправильности» произношения нивелируются, у некоторых ребят оставляя лишь сложности с «рычащими».
От 5 до 7 лет
Резкое увеличение словарного запаса до 10-13 000 слов. Ребёнок уже не просто говорит, он анализирует речь – как свою, так и окружающих. На место ситуативной речи приходит контекстная: когда дошкольник описывает свои впечатления, основываясь на памяти и личном опыте, без наглядной опоры. Связная монологическая речь становится повседневной привычкой.
Тревожные сигналы
Таким образом, определённому возрасту ребенка соответствует конкретный этап речевого развития. Всё вышеперечисленное говорит о правильном, своевременном процессе. Но есть признаки, которые сигнализируют о сложностях «говорения». Главное, вовремя обратить на них внимание, выявить и устранить первопричины.
В период до года к таким сигналам относится отсутствие контакта глаз и реакции на обращённую к ребенку речь;
В возрасте от года до трёх лет – «проглатывание» слов и нежелание (невозможность) подражать речи взрослых.
Основными причинами таких проблем становятся:
-
Сложная беременность и роды с осложнениями;
-
Сильный стресс (испуг);
-
Нездоровая атмосфера в семье (ссоры родителей);
-
Разноязычное окружение;
-
Проблемы со слухом и артикуляцией;
-
Задержка интеллектуального развития.
Жизненная практика говорит о том, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Последние больше склонны к созерцательности и более длительному пассивному, внутреннему «говорению».
Упражнения для развития речи: учимся играя
Для эффективного и быстрого развития речи ребёнка, как утверждают психологи, нужно как можно больше с ним разговаривать: петь песни, комментировать свои действия и задавать вопросы (пусть пока риторические). И, конечно, читать. Книга – первый помощник в воспитании гармоничного и интеллектуально развитого человека.
Замечательную подборку развивающей литературы можно найти в каталоге нашего интернет-магазина. Здесь найдётся всё:
- бессмертная классика (Чуковский, Маршак, Барто и др);
- добрые русские народные сказки;
- книги погремушки и «звукоподражалки»;
- первые книги на картоне;
- развивающие книги-лото, книжки с забавными закладками, загадками и цветовыми панорамами;
- книги-гармошки, с окошками, липучками.
Для детей более старшего возраста – замечательные красочные азбуки, книги-трансформеры и множество других – самых неожиданных книжных решений «помогалок».
Игры из подручных материалов
Самое популярное и простое занятие – «Волшебный мешочек». В плотный непрозрачный пакет кладутся вещи, окружающие малыша в повседневности: шарик, игрушки, мыло и т.д. Малыш и родители по очереди достают содержимое и громко, отчётливо, по возможности эмоционально проговаривают названия вслух, ребёнок повторяет.
Положительно на формирование речи влияют упражнения по стимулированию мелкой моторики:
-
«Золушка». На стол высыпаются два вида крупы: например, горох и гречка. Малютка старательно рассортировывает всё по разным кучкам.
-
«Дружок карандаш». Ребёнок зажимает в ладошках карандаш с гранями и катает его в разные стороны по нескольку раз. Так в ладонях улучшается кровоток и в мозг поступают активные сигналы.
Важно развивать и дыхательный аппарат. Помогут в этом упражнения «Свеча» (необходимо задувать воображаемое пламя, не раздувая при этом щёки) и «Пинг-понг» (когда шарик со стола требуется сдуть, или задуть в импровизированные ворота).
Разнообразить занятия с малышом помогут развивающие игрушки. Здесь найдутся игры как для самых маленьких (всевозможные сортеры, кубики и пр. ), так и для ребят постарше (интерактивные доски, магнитные азбуки, кукольный театр). Младших школьников обязательно заинтересуют оптические приборы и наборы для научных опытов.
Отдельное внимание стоит уделить бизибордам, отлично развивающим мелкую моторику, внимательность и сообразительность.
А самой любимой игрушкой малыша непременно станет «Умный зайка», разговаривающий с ребёнком, поющий его любимые песни и рассказывающий сказки, пока родители заняты своими взрослыми делами.
Живём, играя
Как показывает практика, очень помогает в развитии речи развитие навыков самообслуживания с самого раннего детства. Пусть ребёнок самостоятельно:
- умывается, моет руки и чистит зубы;
- застёгивает молнии и пуговицы на одежде;
- «орудует» столовыми приборами;
- завязывает шнурки на ботинках.
Эти простые для нас, но достаточно сложные для ребёнка манипуляции, не только формируют в нём самостоятельность и ответственность, но и устанавливают прочную связь «действие – речь».
Самый эффективный способ развития речи ребёнка – постоянное живое общение с мамой и папой. Гармоничный, спокойный эмоциональный фон, понимание того, что он нужен и любим, не только ускорят речевой процесс малыша, но и сделают счастливее самих родителей. А развивающие игры, книги и пособия станут в этом увлекательном процессе верными помощниками.