Как научить ребенка читать?
Все понимают, что научить ребёнка читать надо. Это аксиома, не требующая доказательств. Только вот в вопросах, когда и как это делать, мнения родителей расходятся. Одни полагают, что это сделает школа, другие пытаются научить малыша читать, когда он только-только начал произносить слова, а третьи вообще заставляют ребёнка учиться, невзирая на плач и слёзы. Все эти пути в никуда. В первом случае, действительно, школа учит, но подумайте, как будет чувствовать себя ваш ребёнок в классе, где все ученики уже умеют свободно читать. Во втором – пытаться учить ребёнка с первого или второго года жизни – бесполезное занятие. А в третьем – вместо чтения результатом станет испорченная психика ребёнка.
Так, как всё-таки научить ребёнка читать, сделать это максимально быстро, эффективно и не отбив у него интереса к книге? Далее мы расскажем, с какого возраста начитать обучение, расскажем о самых действенных методиках и дадим полезные советы.
Когда надо начинать учить ребёнка читать?
Педиатры не советуют спешить с этим вопросом. Обычно ребёнок готов к обучению в четыре или пять лет. К этому возрасту подавляющее большинство деток уже различает звуки, хорошо выговаривает слова и могут составлять целые предложения.
Давайте вместе с вами ответим на ряд вопросов, которые дадут ответ, настало ли то время, когда можно приступать к учёбе.
- Различает ли ребёнок такие понятия, как «большой-малый», «высоко-низко», «внутри-снаружи», «слева-справа»?
- Различает ли он разные формы?
- Может ли запомнить и выполнить хотя бы 3 простых задания?
- Чётко ли говорит?
- Правильно ли выстраивает фразы?
- Может ли посредством речи формулировать своё отношение к событиям и предметам?
- Может ли пересказывать сказки?
- Способен ли предсказывать, чем закончиться та или иная простая история?
- Способен ли слушать и не перебивать собеседника?
- Может ли подбирать рифмы к простым словам?
- Любит ли сам листать страницы книжек и рассматривать картинки?
- Заинтересован ли, когда ему читают?
Если вы ответили на все вопросы утвердительно, то ваш ребёнок быстро научится читать. А если, какие-либо вопросы остались без ответа, подождите с чтением и лучше уделите время их решению. Если проблемы не решить, то занятия могут превратиться для ребёнка в мучение.
Если у ребёнка есть логопедическая проблема, прежде чем приступать к обучению, обратитесь к специалисту. И не затягивайте! Он её исправит или, по крайней мере, порекомендует, как научить ребёнка читать, исходя из её сложности.
Как научить ребёнка читать? Самые эффективные методики
На вопрос, когда надо начинать учиться, мы ответили. Теперь на повестке дня вопрос, как научить ребёнка читать? Существует множество игровых средств и соответствующих методик, но мы рассмотрим самые распространённые. Все они используют в процессе обучения элементы игры, поэтому ребёнку не скучно, интересно и он быстро усваивает полученные знания.
Действуйте строго поэтапно и не переходите к следующему, если ребёнок не усвоил знания и навыки, полученные на предыдущем.
1. Учим буквы и звуки. Пусть на первом этапе ребёнок называет буквы звуками, и пока его не исправляйте. Например, «М», «Т», «Н» вместо «ЭМ», «ТЭ», «ЭН». Объясните ребёнку, что звуки бывают глухими и звонкими, гласными и согласными и в чём между ними разница. Не превращайте учёбу в академический урок. Учите буквы, к примеру, во время просмотра телевизора или прогулки. Пусть ребёнок узнаёт знакомые буквы на наружной рекламе, в названиях магазинов, афишах, постерах.
2. Учим читать по слогам. После того как с буквами разобрались, узнаём их в тексте и умеем произносить соответствующие звуки, далее учим читать ребёнка по слогам. Начинайте с простых. Помните, «Ма-ма мы-ла ра-му», «У Шу-ры ша-ры». Пусть ребёнок простые слоги пропевает, а вы вместе с ним. Добейтесь того, чтобы он запомнил и находил их в тексте. Далее продолжайте в том же духе, постепенно усложняя задачу: «собака», «улица», «бегемот», «квартира».
3. Учим читать предложения. На этом этапе предложите ребёнку прочитать самый простой и короткий текст, состоящий из двух-трёх фраз. Затем переходите на тексты, состоящие из пяти-десяти предложений.
Не превращайте учёбу в скучные уроки. Постоянно играйте с ребёнком. Окружите его разными дополнительными средствами. Добейтесь, чтобы он хотел «играть» в чтение.
Ещё один совет. Не старайтесь вкладывать в одно занятие много информации и не сидите с ребёнком часами. Максимально распределяйте нагрузку. Одно теоретическое занятие должно длиться не более 15 минут, а затем игра и опять игра.
Далее давайте рассмотрим распространённые методики.
Азбуки и буквари (Букварь Жукова для дошкольников)
В распоряжении родителей огромный выбор букварей. Самым эффективным сегодня является «Букварь Жукова для дошкольников». Он построен по классической всем известной схеме – от букв и слогов до слов и предложений, не использует игровых элементов и нацелен на быстрое овладение ребёнком техникой чтения:
Букварь Жуковой Н.С.
Мы считаем эту методику самой простой, эффективной и рекомендуем её сочетать с разными игровыми изданиями такими как, например: музыкальная азбука-букварь, азбука-смартфон , книга-мозаика.
На заключительном этапе надо закрепить полученные навыки. Для этого идеальным вариантом могут стать книги для самостоятельного чтения. Они имеют красочные иллюстрации, сопровождаемые простыми тестами в виде сказок и историй, прекрасно подойдут сказки Сутеева.
Кубики (методика Зайцева)
Используйте проверенную классику – кубики с буквами. Вариантов таких кубиков бесчисленное количество. Именно эта методика предусматривает наличие кубиков со слогами. В оригинальном наборе их 52. Однако если его нет, всегда можно воспользоваться любыми другими наборами кубиков с буквами.
На первом и втором этапах обучения рекомендованного нами плана кубики с буквами являются незаменимым игровыми элементами, ведь ребёнок может на их гранях находить нужные буквы, а затем составлять слоги. В этом случае отлично срабатывает зрительная память.
Карточки (методика Гленна Домана)
Применяйте карточки с изображениями и словами их обозначающими. Например, Буква «Л» – лимон. Вариантов подобных карточек масса. Используйте разные. Карточки со слогами и рисунками, из которых ребёнок сам сможет составлять картинки, получая при этом соответствующие им названия, к примеру, ин-дю-ки.
«Тактильная» методика Марии Монтессори
Эффективная методика обучению чтению, которая используется в мире уже более 100 лет и не потеряла актуальности. Суть её заключается в использовании картонных табличек, на которые наклеены разные буквы. Ребёнок поочерёдно обводит их контуры пальцами, чувствует, как пишутся, а затем произносит соответствующие звуки.
Попробуйте усложнить задачу для ребёнка. Предложите ему слепить буквы из пластилина, а потом пусть он каждую назовёт звуком.
При таком подходе, используя классическую методику «буквы – звуки – слова – предложения – тесты» и совмещая её с различными игровыми средствами, вы сможете научить ребёнка читать буквально за 2 -3 месяца.