Как мотивировать первоклассников на учебу
Мир ребенка меняется вместе с переходом на следующую ступень– от дошкольного учреждения к учебе в первом классе школы. На данном этапе меняется распорядок жизни ребенка, вводятся правила и ограничения, остается меньше времени на игры, появляется необходимость выполнения домашних заданий. Успехи в первый год обучения и интерес к изучению предметов во многом определяются наличием у первоклассника мотивации к учебной деятельности. Поговорим о том, как можно ее сформировать, какие для этого понадобятся предметы и как правильно выстраивать отношения с ребенком с первого года обучения в школе.
Факторы, определяющие интерес к учебе
Так как вместе с началом школьного обучения меняется привычный ритм жизни ребенка, он сталкивается с переживаниями. Они связаны с изменением социального статуса. Если в дошкольном учреждении он – это малыш, которому многое позволяется в силу возраста, то в школе – это ученик, он имеет определенные обязанности, должен придерживаться распорядка дня, правил поведения в стенах учебного учреждения и за его пределами.
Важно учесть, что школа – это еще и место для развития у ребенка его талантов, к примеру, в области спорта. Товары для занятий спортом могут использоваться как средство развития физических способностей и активного отдыха.
Интерес к учебе от ребенка определяется следующими факторами:
- Осознанием места и роли учебной деятельности, которая в идеале должна отвечать на возникающие у школьника вопросы, помогать в выявлении и развитии творческих способностей, в знакомстве с многогранным окружающим миром.
- Атмосферой внутри класса. В каждом классе, как и в любом другом коллективе, есть свои признанные лидеры и остальные учащиеся, которые следуют за ними. В классе дети общаются друг с другом, в ходе общения знакомятся, узнают друг друга, формируют и развивают дружеские и партнерские отношения. Они могут не ограничиваться только общением в школе.
- Эффективностью дошкольной подготовки. Успех в прохождении адаптации во многом определяется тем, достаточно ли знаний и представлений у ребенка для начала обучения в школе, есть ли у него страхи, предубеждения, связанные со школой, насколько он информирован об особенностях процесса обучения и том, что от него требуется.
Как заинтересовать ребенка учебой? Помочь ему осознать новую роль и социальный статус, рассказать ребенку о требованиях и правилах в учебном процессе, воспользоваться школьными принадлежностями в качестве замены игрушек, построить учебный процесс на основе применения игровых элементов.
Несколько слов о развивающих играх
Так как школой предъявляются определенные требования к начальной подготовке учащихся, то родители могут воспользоваться развивающими играми для подготовки к учебе и организации внеурочного времени. При помощи развивающих игр можно решать следующие задачи:
- Развивать у ребенка представление о нравственности, мышление и память.
- Развивать воображение и творческие способности.
- Формировать у ребенка навыки самостоятельности и активности, когда он не будет бояться подключиться к деятельности и допустить ошибку.
- Обеспечение возможностей для использования полученных знаний в практической сфере деятельности.
Развивающие игры для первоклассников могут оказаться полезными для внеурочных занятий и досуга вместе с родителями. Все они учитывают важный момент – необходимость выстраивания и регулирования общения со взрослыми и своими сверстниками.
Как мотивировать ребенка на учебу
Существует несколько простых правил, выведенных психологами и педагогами на основе их опыта. С опорой на них можно мотивировать ребенка на учебу, в особенности, в первый год обучения в школе.
- Создайте подходящие условия. Направляйте ребенка и проявляйте терпение. Помогите ему понять ценность образования.
- Будьте требовательны к режиму дня, но давайте ребенку достаточно времени для отдыха и сна. Чередуйте периоды активности и отдыха.
- Держите гаджеты под контролем. Дети обычно используют гаджеты для игр. Расскажите и обучите ребенка их использованию в интересах образования. Это может быть просмотр обучающих материалов, роликов для общего развития, формирования первичных навыков компьютерной грамотности.
- Подчеркивайте ценность результатов обучения, не забывайте хвалить ребенка, терпеливо относитесь к ошибкам. Он не должен бояться ошибок и критики со стороны родителей, должен иметь шанс провести работу над ошибками.
- Поощряйте самостоятельные действия, не выполняйте за ребенка всю домашнюю работу. Он должен учиться справляться с домашней работой сам, но не должен бояться обратиться к родителям за помощью или советом.
- Не завышайте значение оценок. Первоклассник должен четко понимать, что его цель обучения в школе – это в первую очередь получение новых знаний.
- Работайте над тем, чтобы у ребенка появлялись новые интересы, кроме учебы. Для этого делайте его внеучебную жизнь насыщенной и разнообразной по своему содержанию.
Главным препятствием на пути к мотивации является эмоциональное напряжение. Игрушки-антистрессы помогут ребенку взять эмоции под контроль.
Таким образом, мотивация первоклассников – это целый ряд мер, ориентированных на формирование интереса к учебе и повышение уровня успеваемости. Она основывается на применении игровых методов обучения, поощрении достижений и самостоятельности.
Методы и средства мотивации первоклассников
В формировании мотивации учащихся первого класса школы могут использоваться разные методы и средства. В первую очередь – это канцелярия. Канцелярские принадлежности используются детьми в учебной работе и при выполнении домашних заданий, играют важную роль в развитии творческих способностей. Рекомендуется приобрести их заранее, чтобы у ребенка была возможность познакомиться с ними и их предназначением, осознать, что они являются атрибутами школьной жизни.
Немаловажное значение в формировании мотивации имеют дневники и тетради. Рекомендуется предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать дневник, к примеру, с любимым персонажем из мультфильма. Таким же образом можно поступить с тетрадями, разделить купленные тетради на те, что предназначены для школы и на тетради для творческих работ, к примеру, рисунков, записей.
Организовать полезный досуг для школьника помогают настольные игры и головоломки. Играть в игры можно и нужно вместе с ребенком – это дополнительная возможность общения.
Таким образом, мотивация первоклассника – это важное условие успеваемости в школе и фактор успешной адаптации к учебному процессу. В этой работе активное участие принимают сами школьники, педагоги и их родители. В рамках подготовки к школе рекомендуем начать заранее обустраивать рабочее место школьника. Уже на этом этапе нужно дать ему самостоятельно выбрать место под него, необходимые предметы и средства, способы их расстановки. Разъяснить, что вместе с поступлением в школу у него появляются новые обязанности.