Что почитать с ребенком от 1 года до 3 лет
С раннего возраста ребенок тянется ко всему новому и стремится познавать мир: период с 1 года до 3 лет, по мнению педагогов дошкольного образования, является лучшим для формирования любви к чтению. Книги обеспечивают ускорение интеллектуального развития и речевых навыков, дарят новые знания и учат слышать, коммуницировать. Главное – подобрать правильную литературу, соответствующую возрастным особенностям, и методы, помогающие увлечь ребенка и удержать его внимание. Рассказываем, в чем заключается польза чтения, разбираем книги для детей младшего дошкольного возраста.
Почему чтение для детей в возрасте от 1 года до 3 лет полезно
Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью книг – это не только чтение текста, хотя и оно важно. В ходе взаимодействия с литературой в ребенке воспитывается усидчивость, усиливается природная любознательность. Регулярное чтение, в котором ведущую роль выполняют родители, обеспечивает достижение следующих результатов:
- развитие фантазии: ребенок представляет персонажей, а не получает готовые образы из кино или мультфильмов;
- расширение кругозора и словарного запаса, привитие основ правильной и четкой речи;
- повышение скорости мышления;
- формирование понимания явлений, предметов, событий. Например, с помощью книг легче объяснить, что такое хорошо и плохо, знакомить малыша с животными и цифрами;
- освоение базовых правил поведения за счет доступных и близких для юного слушателя примеров;
- улучшение эмоционального состояния: книга, прочитанная перед сном или во время прогулки, прекрасно успокаивает и настраивает на позитивный лад. Это обусловлено мелодичностью и ритмичностью детской литературы.
Ребята, знакомые с книгами с раннего детства, при обучении в садике, школе и вузе демонстрируют лучшую память, гибкое логическое мышление и склонность к самообучению.
Какие книги читать ребенку в возрасте от 1 года до 3 лет
Для ребят в возрасте от 1 года прекрасно подходят стихи со звукоподражанием и ритмичным чередованием рифмы:
- басни и потешки;
- колыбельные;
- поговорки, загадки и другие подобные тексты.
Они отлично запоминаются: услышав потешку или поговорку 2-3 раза, малыш будет пытаться повторить ее и выполнять простые действия (закрывать глаза ладошками, делать «ладушки»). Знакомство можно начать с книги «Мои первые картинки и стихи» Евгения Сосновского: короткие иллюстрированные стишки просты для восприятия и рассказывают о вещах, с которыми малыш хорошо знаком. Для контактного чтения, совмещенного с игровым процессом, подходят книги-погремушки со стихами, например, от издательства «Робинс»: их можно читать, а можно использовать элементы книжки в качестве кубиков для строительства крепости.
Вторая группа книг – обучающие: ребенок узнает больше о животных, предметах, цветах, транспорте и т. д. Из лучших книг для детей младшего возраста, позволяющих начать ранее развитие, стоит выделить «Лесные животные» В. Степанова, «Малышкина книжка первых знаний» М. Дружининой. Эти книги можно не только читать, но и слушать: нажав на кнопку, ребенок сможет, например, прослушать стихотворение, связанное с формой и цветом фигуры на кнопке. Таким образом ребенок будет учиться самостоятельному взаимодействию с предметами, развивая фантазию и расширяя кругозор.
Если ребенок уже знаком с мультфильмами, то он будет рад встретить любимых героев на страницах книг. Озвученные произведения, такие как «Три кота. Летние приключения» или «С Днем Рождения», позволят читать и слушать хорошо знакомые песенки, что сделает процесс более увлекательным для малыша, стимулируя его интерес.
Пользу принесут русские народные сказки, такие как «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»: они являются базовыми, давая возможность формировать мировоззрение, отличать хорошее от плохого, быстро распознавать хитрость – эти навыки пригодятся ребенку через несколько лет, облегчая социализацию.
Как правильно читать маленьким детям
В чтении важна не только смысловая нагрузка, но и взаимодействие. В силу возраста малыш не может увлекаться сюжетом на протяжении длительного времени, поэтому родители должны:
- наполнять прочитанное эмоциональным окрасом: изменять интонации, делая акцент на интересных моментах, «озвучивать» персонажей разными голосами;
- уделять внимание иллюстрациям. Ребенок в ходе чтения получает новые слова, если их будет много, то он может отказаться от книги, поэтому все должно быть визуализировано. Предпочтительны яркие и понятные иллюстрации: их нужно дополнительно объяснять с привлечением хорошо знакомых малышу фраз или сравнений;
- просить ребенка пересказать прочитанное, давая ему подсказки и обсуждая с ним сюжеты, чтобы дисциплинировать внимание.
Необходимо демонстрировать собственные эмоции: «Ай-яй-яй, как плохо поступил заяц!» или «Маша очень хорошая!», чтобы научить ориентироваться в нравственном смысле произведений. Стоит сделать из пассивного слушателя активного участника, для чего ребенку предлагают:
- кратко оценить поступки персонажей;
- показать запомнившихся героев произведения на иллюстрациях или найти похожих среди своих игрушек;
- ответить на вопросы;
- совместно нарисовать картинку, связанную с книгой;
- подсказывать слова или фразы, выполнять простые движения для стихов или потешек, если малыш слышит их не первый раз.
В заключение дадим еще несколько советов. Хорошим помощником в этом деле станут игровые методики и чтение в компании с другими детьми или с любимыми игрушками. Не стоит читать малышу часами, игнорируя его природную активность: на первых порах можно уделять литературе 10-15 минут и делать перерыв, постепенно увеличивая время по мере нарастания интереса.
Мы рассказали об основных рекомендациях, которые помогут привить любовь к чтению с малых лет, чтобы увлечь ребенка этим интересным занятием на всю жизнь.